Migmt.Ru
Главная Новости Опросы Отели Контакты

 Общие сведения

 Программа обучения

 Литература

 Отзывы выпускников и студентов

 Мнения экспертов на Migmt.Ru

Подписка на рассылку

Июль 2016
Пн4111825
Вт5121926
Ср6132027
Чт7142128
Пт18152229
Сб29162330
Вс310172431

Работа для вебмастера

Законы гостеприимства или карьера в сфере туризма

19:18 - 2 марта 2007 года

Индустрия гостеприимства стремительно развивается: по прогнозам специалистов, к 2020 году количество туристов в мире достигнет 1,6 млрд. человек, а, по данным Всемирной туристической организации, к 2010 году в отрасли появится 105 млн новых рабочих мест.

Сегодня ресторанный и гостиничный бизнес — один из самых быстрорастущих и перспективных. Например, в Москве всего 10 тыс. сертифицированных гостиничных номеров, в то время как в Лондоне их 70 тыс. Московские гостиницы забиты под завязку, хотя нормой считается заполненность на 60-70%. Правительство Москвы обещает построить сотни новых гостиниц, а уже существующие открывают филиалы в крупных российских городах.

Казалось бы, что может быть проще — иди и работай! Но, несмотря на огромную потребность рынка в квалифицированных кадрах, образовательных программ в сфере гостеприимства в нашей стране немного. Однако даже это не самое главное. Беда в том, что современная молодежь не воспринимает сферу гостеприимства как карьерную площадку. Конечно, работа официантом или «девушкой на ресепшн» — неплохая прибавка к стипендии. Но, получив заветную «корочку» о высшем образовании, многие ли захотят подносить закуски и сидеть за конторкой? Не престижно! Не перспективно! И мало кто понимает, что пройти путь от официанта или администратора до управляющего хоть и нелегко, но возможно.

Тише едешь — дальше будешь

Вы твердо решили попробовать свои силы в гостинично-ресторанном бизнесе? Приобрести нужные знания можно несколькими способами. Первый — профучилища и специальные курсы официантов, барменов, крупье и т.д. После них можно смело идти устраиваться на работу. Второй — корпоративные учебные программы, где вас также научат сдавать карты и разносить вина. Однако в этом случае стоит помнить, что у каждого казино, отеля и ресторана есть свои маленькие секреты. Поэтому, прежде чем идти на корпоративные курсы, стоит подумать, в какой именно компании вы хотите работать. Третий вариант — получить высшее профессиональное образование. Однако здесь есть свои сюрпризы.

Работа в сфере гостеприимства — это прежде всего практика, и лишь потом образование. И даже если в вашем дипломе написано «менеджер», сразу после института никто не возьмет вас на руководящую должность — опыта маловато. Будьте готовы к тому, что начинать придется с низших позиций. «Во многих учебных заведениях дают специализацию «менеджер», и это вводит в заблуждение: раз у меня высшее образование и я менеджер, готовьте мне позицию не меньше замдиректора, — говорит Лисандро Платцер, первый вице-президент группы компаний «Корстон». — Раньше человек выходил из вуза экономистом и через пять-десять лет работы дорастал до директора. А теперь он — менеджер... Однако выпускник должен понимать, что после окончания вуза может претендовать только на начальные позиции. Они и становятся стартовой ступенькой для карьерного роста: для кого-то — должность официанта, для кого-то — портье... Дальше все зависит от работоспособности, целеустремленности и желания учиться».

«Конечно, многое определяет специфика профессии и отрасли, — говорит Марала Чарыева, генеральный директор компании «Росинтер Ресторантс». — Например, если человек технолог по образованию, он будет заниматься разработкой новых блюд, и для продвижения по служебной лестнице ему сперва надо погрузиться в «кухню» ресторанной концепции (японской, итальянской, американской, русской и пр.) в прямом и переносном смысле этого слова. А в официанты обычно идут студенты первого-второго курсов. И чтобы занять менеджерскую позицию, им надо как минимум получить высшее образование. Дальше — работа менеджером непосредственно в ресторане. Через два-три года человек может претендовать на должность директора ресторана или ресторанного комплекса. Следующая ступень — территориальный менеджер. Чтобы достичь этого уровня, понадобится еще два-три года успешного управления рестораном или комплексом. Кандидат должен приобрести отличные операционные знания и опыт, научиться руководить коллективом, принимать управленческие решения, эффективно взаимодействовать с офисными службами, с внешними (проверяющими и контролирующими) организациями. Проработав несколько лет территориальным управляющим (менеджером, отвечающим за пять-десять ресторанов одной или нескольких ресторанных концепций на определенной территории), можно претендовать на позицию менеджера или даже директора по операционной деятельности какого-то бренда или концепции (все зависит от достижений). И так далее. Каждый шаг по карьерной лестнице в идеале занимает три-четыре года. В нашей компании трудятся топ-менеджеры с 10 -15-летним стажем работы в отрасли». А чтобы стать во главе гостиничного комплекса, по словам Лисандро Платцера, необходимо проработать в отрасли не меньше 20 лет, причем минимум пять из них — на управленческих позициях.

Даже если в вашем дипломе написано менеджер, сразу после института никто не возьмет вас на руководящую должность - опыта маловато.

Учеба vs практика

Стремление провести сотрудника по всем ступенькам карьерной лестницы не простая блажь работодателей. Специфика «гостеприимного бизнеса» такова, что, не зная азов, не понимая сути работы своих подчиненных, вы вряд ли сможете стать хорошим управленцем и грамотно выстроить бизнес, какой бы хорошей ни была ваша теоретическая подготовка. Более того, во многих компаниях среди обязательных требований к кандидату — способность заменить своего подчиненного. Например, во время большого банкета менеджер должен в случае необходимости суметь принять заказ, подать и разлить вино и т.д.

Однако беда нашего образования — отсутствие каких бы то ни было практических занятий. То есть номинально они есть, но, как правило, сводятся к формальному отчету «Сегодняшние курсы дают лишь теорию. Еще никому не удалось создать программу, где преподавали бы только люди, владеющие технологиями и работающие в индустрии», — отмечает Нина Литвинова, HR-директор компании «Арпиком». К сожалению, сегодня среди педагогов можно встретить и тех, кто просто-напросто не знает ресторанного или, например, гостиничного бизнеса.

Во время большого банкета менеджер должен в случае необходимости суметь принять заказ, подать и разлить вино.

Одна из попыток создать курс, отвечающий всем современным требованиям, — программа Государственного университета управления, где основные блоки (по HR, финансам, технологиям) ведут топ-менеджеры «Арпикома», «Ростик Групп» и др. Но, по словам самих преподавателей, программа еще далека от совершенства.

Другая проблема отечественного образования в сфере гостеприимства — отсутствие строгих профессиональных стандартов, а без четкого понимания, какой специалист должен получиться на выходе, трудно корректировать программу. Эту проблему пытается решить Федерация рестораторов и отельеров, которая разрабатывает профессиональные стандарты для работников сферы гостеприимства, рассчитывая сделать их основой в том числе и для образования. Вузы тоже не бездействуют. «Мы проводим постоянный мониторинг требований российских работодателей туристического и гостиничного бизнеса к нашим выпускникам», — говорит Татьяна Мазуряк, заведующая кафедрой «Туристский и гостиничный бизнес» Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт). По ее словам, можно выделить три основные группы требований: практическое знание прикладного менеджмента туристического, гостиничного, авиационного или экскурсионного предприятия, владение иностранным языком, в том числе специализированной лексикой, и основными компьютерными программами, такими как Amadeus, Sabre, Galileo (эти знания необходимо подтверждать сертификатом). Если же говорить об общих требованиях к топ-менеджерам, то, по словам Нины Литвиновой, это навыки стратегического и тактического управления. Также немаловажно знание HR-технологий, умение мотивировать людей, ставить задачи и получать «обратную связь».

Заграница нам поможет

Владение новыми методами и технологиями управления стало основным фактором, определяющим успех предприятия на рынке. При существующих темпах развития туристического и гостиничного бизнеса в России компания, сотрудники которой обладают лишь поверхностными знаниями, вряд ли удержится на плаву. Однако отечественное образование пока не в состоянии удовлетворить потребность отрасли в компетентных работниках. Да и разнообразие специализаций, которые предлагают десятки зарубежных школ, не сравнится с тем, что могут дать одна-две отечественные программы. Однако стоит учитывать, что западное образование слишком оторвано от нашей действительности.

Прежде чем отправиться в одну из западных школ, неплохо бы определиться, чему же именно вы хотите научиться. По мнению Нины Литвиновой, нет смысла проходить всю программу, целесообразнее ездить, смотреть и учиться. «Сколько мы ни путешествуем, мы всегда привозим что-то интересное, важное для индустрии, к чему здесь не всегда готовы, — различные технологии, идеи», — говорит она.

Студенты осваивают всe профессии, связанные с работой отеля, - от портье, официанта и горничной до бухгалтера и управляющего.

Существенным подспорьем могут стать смешанные программы, в которых зарубежный опыт интегрирован в российское образование. Так, например, в Школе бизнеса «МИРБИС» топ-менеджеры туристических предприятий проводят открытые уроки для студентов, организуются выездные семинары по принципу «встроенного обучения» как по России, так и за границей.

«Нельзя сказать однозначно, какое образование лучше — наше или зарубежное, — говорит Марала Чарыева. — Многие отечественные бизнес-школы привлекают к преподаванию американских и европейских специалистов и практиков. К тому же, как правило, люди, получающие степень MBА, — это специалисты, которые работают в международных компаниях, и у них уже есть доступ к зарубежным тренингам и системе обучения. Таким образом, сама возможность работы в иностранной компании обеспечивает постоянный коучинг и рост сотрудника».

Диплом западной бизнес-школы, скорее, нужен тем, кто твердо решил работать за пределами нашей страны. В мировой практике наиболее популярны две модели преподавания «гостеприимной науки» — американская и швейцарская. И, выбирая школу, стоит учитывать их особенности. Так, для школ, принявших американскую модель, характерна более сильная акцентация на менеджменте как таковом. При этом управление гостиничным или туристическим бизнесом рассматривается лишь как частный случай. В результате на выходе получаются выпускники-«универсалы», способные работать в любой отрасли.

В Швейцарии, напротив, большое внимание уделяют прикладным вопросам. (Рассказ об одной из швейцарских школ — Swiss Hotel Management School — можно найти в «Карьере» №3, 2006.) Как правило, на теоретические и практические занятия отводится равное количество времени, но иногда практика доминирует. Студенты осваивают все профессии, связанные с работой отеля, — от портье, официанта и горничной до бухгалтера и управляющего. Школы напрямую сотрудничают с лучшими отелями или существуют на базе какого-либо из них. А некоторые даже дают возможность пройти практику за пределами страны. Вдобавок стажировка в пределах страны неплохо оплачивается (например, в Швейцарии — CHF 2-2,5 тыс).

Метки: работа; карьера

Копировать в блог     Сообщить новость    Добавить отзыв Добавить отзыв


Сделать Migmt.Ru домашней страницейсделать домашней

Знаете ли вы, что ежегодные расходы на образование в мире превышают 80 млрд долларов США.

Опрос

Работа в гостиничном бизнесе вам нравится? (голосов: 261)

  • да152 (58%)
  • нет, но пока работаю18 (7%)
  • нет, уже не работаю6 (2%)
  • затрудняюсь ответить85 (33%)
© 2006-2016 MIGMT.RU

Неофициальный сайт МИГМТ. Владельцы сайта никак НЕ связаны с данным учебным заведением.
Отказ от ответственности